Председатель Правления «Союза производственных компаний России» Азат Газизов стал гостем программы на Радио России Иркутск.
Рабочая группа Общероссийского Народного Фронта «Честная и эффективная экономика» совместно с «Союзом производственных компаний России» организовали серию региональных конференций с целью мониторинга эффективности расходования бюджетных средств. В каждом регионе выявляют наиболее эффективные и востребованные программы поддержки предпринимательства.
Как Вы можете оценить поддержку МСП в регионах?
Если мы наблюдали с 2013 года, что основные средства отправлялись на невозвратные формы финансовой поддержки (гранты и субсидии), то сейчас больше уклон идет инфраструктурную поддержку или возвратные формы (центры микрофинансирования, гарантийные фонды) или центры которые оказывают услуги — инфраструктурные формы поддержки (инжиниринговые центры, центры поддержки предпринимательства, центры прототипирования).
Чем вызвана дискуссия, которая поднялась в обществе?
Если мы возьмём динамку поддержки предпринимательства, то увидим, что суммы, которые выделялись по 20 миллиардов рублей. То 2017 году это упало до 7.5, 2018 год – 5 млрд. рублей, прогноз на 2019 год 3.8 млрд. рублей. Поддержка упала в разы. В связи с этим встает актуальный вопрос. Когда денег становится мало, деньги должны направляться на те программы, которые показали наибольшую эффективность. Для этого разрабатываются различные методики, по которым оцениваются программы.
Что показал общий анализ по России? По схеме выделенные деньги –возврат в виде налогов компаний-получателей поддержки наибольшую эффективность показали программы, которые связанны с реальным сектором: программы лизинг-гранта, субсидирование закупки оборудования, программы поддержки закупки оборудования. Программы, направленные на производственный сектор, показывают высокие коэффициенты. На каждый вложенный рубль в бюджет возвращаются от 2-10 рублей.
Наименьшую эффективность показывают программы, связанные с поддержкой начинающего бизнеса. Коэффициент 1 к 10 со знаком минус.
Что это неумение вести бизнес или неправильный подход? Это как раз и предстоит оценить. Мы не призываем, что не нужно поддерживать инновационные компании и начинающий бизнес. Это нужно делать, но такие формы больше не работают.
Может быть стоит помогать на стадии проекта. Не каждый понимает с чего начать?
Есть такие практики. Есть программы по поддержке фермеров. Например, в Белгородской области есть школа фермеров. Человек, который хочет получить фермерскую субсидию проходит курс и после этого может претендовать на субсидию. Чтобы у человека были не только деньги, но и понимание что с деньгами делать.
Насколько эффективны фонды микрокредитования? Пользуются ли они спросом предпринимателей?
Спрос очень большой. Проблема в названии института. Под микрофинансированием у нас подразумевается, что это вид финансовой деятельности, которые в отличие от банка предоставляют высокорисковые займы с большой процентной ставкой. По существу, те формы, которые поддерживает государство они тоже называются микрофинансами, но самом деле это кредиты на суперльготных условиях с минимальной процентной ставкой. Спрос на них колоссальный. Фонды разбираются полностью.
Стоят амбициозные планы, что малый бизнес должен создавать 40% ВВП страны. Возможно ли это?
Планка в 21% стоит несколько лет. Нужны системные принципиальные изменения в двух областях. В первую очередь это налоговые изменения. Налоги для приоритетных областей нужно снижать. Второе это касается популяризации предпринимательства. Посмотрите, что у нас происходит. Если по телевизору показывают предпринимателя, то это как правило жулик или олигарх, который что-то украл. В фильмах мы не увидим производственника или фермера. Соответственно формируется негативный образ предпринимателя. Это неправильно.
По статистике в России только 6 миллионов предпринимателей. Недобросовестных из них в тысячу раз меньше.
Если мы хотим, чтобы предпринимательство у нас росло, надо чтобы молодежь не боялась идти в предпринимательство. Для этого нужна популяризация, налоги и создать атмосферу, когда человек чувствует себя защищённым от контрольно-надзорных органов. Если будет 3 фактора, то в этом случае можно достичь показатель в 40%.
Азат Халилович, отвлеченный вопрос. На Ваш взгляд предпринимателем становятся или рождаются? Это талант или этому можно научиться?
Общепризнанная статистика, что только 6% людей способны к предпринимательству.
Бизнесмен — это ремесленник, который действует по заданным бизнес-процессам. Предприниматель это человек который ищет предпринимательскую прибыль. Он создает рынок сам. На бытовом уровне отличие в том, что бизнесмен будет говорить «вот если у меня будет то-то я бы мог открыть бизнес». Предприниматель будет предпринимать и творить из того, что есть.
Предприниматель, когда формирует рынок, начинает получать предпринимательскую прибыль. Это видят бизнесмены и они начинают в этот рынок входить. Соответственно уменьшается прибыль, и предприниматель из этой ниши уходит. Сначала он был один, а потом образовалось множество.
Предпринимателя я сравниваю с художником, композитором.
В послании Владимир Путин говорил о том, что важно выходить на внешне рынки.
Одна из составляющих успеха. Проблема для компаний в том, что после кризиса очень сильно сузились рынки.
Одно из направлений расширения сбыта — это экспорт. государство прикладывает усилия. В национальной программе это будет один из пунктов — привлечение несырьевого экспорта. Мы находимся в той ситуации, когда государство создает конкурентное преимущество для своих товаров. Если государство хочет и понимает что-то приоритет необходимо оказывать содействие.
Процентная ставка 6.5, про которую говорил Президент. Надежда есть?
Озвучивают другую проблему. По программе 6.5 деньги все уже выбраны. Сумма по этой программе выделялась и была не очень большая. Если говорить про общую банковскую ставку я думаю Центробанк будет планомерно снижать.
Каков итог региональных конференций?
На круглом столе «Оценка эффективности деятельности государственных институтов развития малого и среднего предпринимательства» мы собрали руководителей федеральных институтов развития, экспертов, предпринимателей из регионов. По итогам работы принято решение о создании экспертного совета, который будет работать над проблематикой взаимодействия бизнеса и институтов развития. Есть огромное количество институтов развития: больше 30 федеральных, 700 инфраструктурных объектов поддержки, более 2000 частных объектов поддержки. Проблема в том, что предприниматели о них не знают. Ужасающие цифры Росстата говорят, что только 30% предпринимателей знают о программах поддержки.
Мое личное мнение, что федеральные институты развития, куда выделяются огромные средства не дорабатывают. Они должны идти в регионы, идти к предпринимателям и сообщать о своих возможностях.
Беседовала Яна Давитян